21.10.2011
Сценарий литературного часа, посвященного 200-летию со дня открытия Царскосельского Лицея в Дмитриевской сельской библиотеке.
«Город Лицей на 59-градусе северной широты»: литературный час, посвященный 200-летию со дня открытия Царскосельского Лицея в Дмитриевской сельской библиотеке.
1 вед: Не так много учебных заведений, чьё доброе имя знакомо широкой публике; и уж совсем не просто припомнить такое заведение, память о котором жива спустя долгие годы после прекращения его существования.
Однако, 19 октября мы вспоминаем Царскосельский лицей, который вошел в историю нашего Отечества – воспитав «солнце русской поэзии».
В этом году исполняется 200 лет со дня основания Лицея.
2 вед: Прообразом Царскосельского Лицея был Лицей греческий. Лицеем, или Лицеем, называлась одна из трех афинских гимназий, основанных в 335 году до нашей эры Аристотелем. Она была расположена неподалеку от храма Аполлона Лицейского в северо-восточном пригороде Афин - Ликее, в красивом живописном месте. Подобно древней школе, пушкинский Лицей разместился в небольшом городке - Царском Селе, зеленом и нарядном, среди нескольких парков.
1 вед: Лицей был учрежден Императором Александром I, о котором Пушкин сказал в памятном стихотворении «19 октября»:
«Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей».
2 вед: Указ об основании Лицея был подписан в августе 1810 г ., а первый набор состоялся в 1811 г. Так было создано высшее привилегированное закрытое учебное заведение для детей из дворянских семей. Предполагалось, что именно здесь будут учиться младшие братья императора, великие князья Николай и Михаил. Это обстоятельство стало решающим в выборе местоположения учебного заведения: его разместили в четырехэтажном флигеле Екатерининского дворца в Царском Селе, специально перестроенном архитектором В. Стасовым. Дворец был соединен со зданием Лицея специальным крытым переходом.
1 вед: Вновь созданное учебное заведение ставило своей целью "образование юношества особенно предназначенного к важнейшим частям службы государственной". Во всех "правах и преимуществах своих Лицей совершенно равнялся с российскими университетами"; "император оказывал новому учебному заведению особое покровительство".
2 вед: На должность директора Лицея, который по уставу "сверх примерной жизни, должен иметь обширные познания в науках и языках, в Лицее преподаваемых" был назначен чиновник архива коллегии Иностранных дел Василий Федорович Малиновский. Малиновский решал не только организационные вопросы, его волновал и педагогический штат Лицея. В подборе наставников нельзя было ошибиться: ведь Лицей - особое учебное заведение, ему покровительствует сам император. Нравственные качества преподавателей, их знание предмета, умение довести полезные сведения до воспитанников, наличие печатных трудов - все это принималось во внимание. Директор сумел сделать правильный выбор, пригласив не только опытных педагогов - Давида де Будри, Н.Ф. Кошанского, но и молодых - Я.И. Карцова, А.П. Куницына, И.К. Кайданова, для которых Лицей становится делом всей жизни.
1 вед: Лицеисты любили В.Ф. Малиновского. Он никогда не кричал, не бранил, не наказывал. Он всегда умел найти нужные и правильные слова, чтобы объяснить провинившемуся его проступок. Малиновский относился к мальчикам, как к членам своей семьи, не делая никаких различий, порой даже был излишне строг к сыну Ивану.
2 вед: В Лицей принимали не только по предъявлению свидетельства о дворянском происхождении, но и по предварительному испытанию- вступительным экзаменам. Малиновскому поступили прошения от тридцати восьми семей, изъявивших желание, чтобы их дети учились в новом Лицее.
1 вед: Курс обучения в Лицее длился 6 лет. За эти годы лицеистам предлагалось изучить следующие науки: нравственные (закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия); словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика); исторические (российская и всеобщая история, физическая география); физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика). Также в курс учебной программы входили изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).
2 вед: Принятый в Лицее режим дня был тщательно продуман: ранний подъем, повторение уроков, учебные занятия, время для отдыха, прогулки, обязательные гимнастические упражнения, летом - купание, зимой, "окрылив ноги железом", по выражению А. Пушкина, катание на коньках.
1 вед: Иван Пущин так описывает распорядок дня лицеиста: «Вставали мы по звонку в 6 часов, одевались, шли на молитву в залу. Утреннюю и вечернюю молитву читали мы вслух по очереди. От 7 до 9 часов — класс. В 9 — чай; прогулка — до 10. От 10 до 12 — класс. От 12 до часу — прогулка. В час обед. От 2 до 3 — или чистописание, или рисование. От 3 до 5 — класс. В 5 часов — чай; до 6 — прогулка; потом повторение уроков или вспомогательный класс. По средам и субботам — танцы или фехтование. Каждую субботу — баня. В половине 9 часа — звонок к ужину. После ужина до 10 часов — рекреация. В 10 — вечерняя молитва — сон».
2 вед: Одиннадцати месячный учебный год прерывался на каникулы лишь в июле, но даже в каникулы воспитанники оставались в Царском Селе. Родным разрешалось посещать Лицей в праздничные и воскресные дни.
1 вед: . Строгий надзор гувернеров не мешал "избранным сынам дворянства", как называл их Куницын, шалить, проказничать, и тогда в журнале поведения появлялись такие записи: "Малиновский, Пущин и Илличевский оставили без ужина за то, что во время прогулки по саду поссорились с Пушкиным и под видом шутки толкали его и били по спине прутом". В Лицее и наказывали не так, как в военных заведениях или частных пансионах. Здесь не пороли, не подвергали физическому унижению: провинившегося оставляли одного, чтобы он мог подумать о своем проступке, либо он занимал самое последнее место за обеденным столом.
2 вед: Оторванные от своих родных, привычного образа жизни, лицейские воспитанники скоро "сжились, свыклись. Давайте познакомимся поближе с историей одного класса.
1 вед: Итак, 19 октября 1811 года в Царском селе 30 мальчишек сели за парты и стали одноклассниками.
2 вед: Пушкинский выпуск
Вольховский Владимир.13 лет. Прозвище «Суворочка». Первый ученик. Окончил Лицей с золотой медалью. Он был самым слабым, поэтому много занимался гимнастикой. Когда учил уроки, носил на плечах два тяжёлых словаря. Впоследствии стал членом тайного общества декабристов.
1 вед: Горчаков Александр. 13 лет. Прозвище «Франт». Министр.
2 вед: Дельвиг Антон. 13 лет. Прозвище «Тося». Близкий друг Пушкина. Создатель альманаха «Северные цветы».Дельвиг не любил шумные игры, возню. Его считали ленивым, любителем поспать.
Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыплённый.
1 вед: Корсаков Николай. 11 лет. Редактор лицейских журналов, музыкант. Весёлый и милый друг.
2 вед: Кюхельбекер Вильгельм. 14 лет. Прозвище «Кюхля». Был очень дружен с Пушкиным.
Пушкин писал о нем много и по-разному:
За ужином объелся я,
А Яков запер дверь оплошно –
И стало мне, мои друзья,
И КЮХЕЛЬБЕКЕРно, и тошно.
Член общества декабристов. Осуждён. Приговорён к вечной ссылке.
1 вед: Малиновский Иван. 14 лет. Прозвище «Казак». Сын директора Лицея. Был добрым, достойным человеком. Отказался от блестящей генеральской карьеры и никогда об этом не пожалел. Стал помещиком, предводителем дворянства.
2 вед: Пущин Иван. 13 лет. Прозвище «Большой Жано», «Иван великий». С хорошими дарованиями, в обращении приятен, вежлив и искренен, но с приличной разборчивостью и осторожностью. Самый близкий друг Пушкина. 14 декабря был на Сенатской площади. Осуждён. Приговорён к 31 году тюрьмы и ссылки.
1 вед: Пушкин Александр. 11 лет. Прозвища «Француз», «Егоза».
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А над Вергилием зевал,
Когда ленился и проказил,
По кровле и в окошко лазил,
И забывал латинский класс
Для алых губ и чёрных глаз;
Когда тревожно начиняла
Мне сердце смутная печаль,
Когда таинственная даль
Мои мечтанья увлекала...
Когда Французом называли
Меня задорные друзья,
Тогда педанты предрекали,
Что ввек повесой буду я.
2 вед: Великий русский поэт… Пушкин и его друзья… Слушая рассказ о них, задумаемся о себе, о своих друзьях. Что было? Что будет? Сегодня мы вспоминаем об одном классе, который уже прошёл по жизни до конца. Прошёл много десятилетий назад.
1 вед: С Пущиным Пушкин быстро подружились, стали неразлучны. Это ему посвятил Пушкин строчки:
Мой первый друг! Мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединённый,
Печальным снегом занесённый,
Твой колокольчик огласил.
2 вед: Послушаем воспоминания друзей.
Горчаков: Мы встретились впервые летом 1811 года, прожили вместе 6 лет, а потом ежегодно собирались и праздновали день открытия Лицея – 19 октября.
1 вед: Вольховский: За 6 лицейских лет мы полюбили друг друга, стали друзьями. Мы пронесли эту дружбу через всю жизнь.
2 вед: Корсаков: 19 октября в Екатерининском дворце на церемонии открытия Лицея. Присутствовал сам император Александр I с семьёй.
1 вед: Кюхельбекер: Больше всего запомнилась речь профессора права Куницына. Он говорил об обязанностях гражданина и воина. К концу его замечательной речи мы были покорены. Позже Александра Петровича полюбили все лицеисты, особенно Пушкин:
Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень.
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена.
2 вед: Пущин: А потом начались обычные дни.
1 вед: Лицей – маленький 4-хэтажный городок. Инспекторы, гувернёры живут внизу, там же и хозяйственное управление. А на втором этаже столовая, больница, конференц-зал.
2 вед: Здесь Пушкин будет читать стихи Державину, и тот воскликнет: «Я не умер! Вот кто заменит Державина!».
1 вед: Горчаков: 3 этаж – учебный. А вот 4 этаж – наша обитель, спальни. Их ещё называли дортуарами (на французский манер). У каждой свой номер.
2 вед: Корсаков: Да, а как нам повезло, ведь в Лицее были запрещены телесные наказания. Зато нас наказывали «домашним арестом» - закрывали в комнате, а к дверям приставляли «дядьку» на часах.
1 вед: Пушкин: Начал я писать с 13-летнего возраста, в Лицее
В те дни - во мгле дубравных сводов
Близ вод, текущих в тишине,
В углах лицейских переходов
Являться муза стала мне.
Моя студенческая келья,
Доселе чуждая веселья,
Вдруг озарилась! Муза в ней
Открыла пир своих затей;
Простите, хладные науки!
Простите игры первых лет!
Я изменился, я поэт,
2 вед: Кюхельбекер: Помните, ежедневно по 7 часов уроков!
1 вед: У Пушкина всегда были нелады с математикой. Однажды он решал у доски задачу. Долго переминался с ноги на ногу и молча писал. Подходит учитель и спрашивает: «Что же вышло? Чему равняется икс?» Пушкин, улыбаясь, отвечает: «Нулю!» Учитель: «Хорошо! У вас, Пушкин, В моём классе всё кончается нулём. Садитесь на место и пишите лучше свои стихи!»
2 вед: И Пушкин писал:
Если жизнь тебя обманет –
Не печалься, не сердись.
В день уныния смирись.
День веселья, верь, настанет!
Сердце будущим живёт.
Настоящее уныло.
Всё проходит, всё пройдёт,
Что пройдёт – то будет мило!
1 вед: А что же представляли собой преподаватели Лицея?
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию – и мёртвым, и живым,
К устам подъяв признательную чашу
Не помня зла, за благо воздадим.
2 вед: Охотнее всего Пушкин занимался в классе профессора Куницына, который преподавал логику, психологию, право, финансы. Как всегда подобранный, подтянутый, звучным голосом вёл урок.
СЦЕНА 1.
Куницын Господа, я проходил по коридору и стал свидетелем безобразной сцены! Один из вас позволил себе ударить старого служащего! Господин Мясоедов, я вас имел в виду. Встаньте! Наш Лицей – привилегированное учебное заведение, в котором отменены телесные наказания. Но вы заставили меня пожалеть об этом. Господин Пушкин, встаньте.
1 вед Пушкин с удивлением встал со своего места.
Куницын Господин Пушкин, вам принадлежит прекрасное стихотворение на латинскую тему, обращённое к Лицинию. Соблаговолите прочитать эти строки: «О Рим! О гордый край разврата…» Прочитайте, это весьма поучительно.
Пушкин О, Рим! О гордый край разврата, злодеянья,
Придёт ужасный день – день мщенья, наказанья;
Предвижу гордого величия конец,
Падёт, падёт во прах вселенная венец!
Исчезнет Рим, его покроет мрак глубокий,
И путник, устремив на груды камней око,
Речёт, задумавшись, в мечтанья углублён:
«Свободой Рим возрос, а рабством погублён!»
Куницын Садитесь, господин Пушкин. Вы не числитесь у меня в классе среди первых. Но я знаю: вы лучше других усвоили суть того, чему я учу.
2 вед Мы видим, насколько серьёзными могли быть ученики. Но не думайте, что мальчишки, став лицеистами, сразу стали образцовыми учениками, не склонными к шалостям. Ведь переходный возраст был во все времена! Бывало и так…
СЦЕНА 2.
1 вед Кроме классных журналов каждый профессор и гувернёр вёл свою ведомость «О дарованиях, прилежании и успехах воспитанников». Это было что-то сродни современному дневнику. Хранились эти ведомости в шкафу. Лицеисты называли их «Книгами Веды».
2 вед Однажды Гурьев под предлогом нездоровья не пошёл к обедне. Когда товарищи вернулись, он с лукавой улыбкой позвал Пушкина, Дельвига и Горчакова.
Все Да что у тебя здесь?
Гурьев А чудо чудное, диво дивное! «Книги Веды»!
Горчаков Да кто тебе позволил, Гурьев?
Гурьев А разве на запретные плоды спрашивают позволенье? Не хочешь ли взглянуть, что о тебе пишут?
Дельвиг Вот видишь, Гурьев, что они говорят про тебя: «Нерадивый, лживый, лицемерный», то же, что мы с Пушкиным говорили не раз.
Гурьев Хороши и вы оба с Пушкиным! Лентяи! Себя я не защищаю, но Пушкин – другое дело. Вот смотри, что о нём думает Кайданов : «При малом прилежании оказывает хорошие успехи… в поведении резв..»
Горчаков А вот мнение Кошанского: «Больше имеет понятливости, нежели памяти, больше вкуса к изящному, нежели прилежания к основательному. Успехи в латинском довольно хороши, в русском – не столько тверды, сколько блистательны».
Гурьев А другие честят его ещё не так! Вот хоть Чириков: «Легкомыслен, ветрен, неопрятен, нерадив, впрочем, добродушен, усерден, имеет особенную страсть к поэзии».
Пушкин Что я ветрен – не отрекаюсь, неопрятен же в том, что тетради в кляксах, а пальцы в чернилах…
2 вед А в это время незаметно появляется директор Малиновский, все шарахнулись в разные стороны, а Гурьев попытался ускользнуть, но директор поймал его за шиворот.
Директор Вы куда? Откуда у вас ведомости?
Гурьев Не знаю-с, кто-нибудь без меня принёс и положил…
Директор Стало быть, не вы?
Гурьев Ей богу, не я!
Директор Так кто же из вас, господа?
2 вед По недовольным взглядам на Гурьева всё стало ясно.
Директор Так это вы, Гурьев, вы солгали мне. Вы что ж взломали шкаф?
Гурьев Боже меня упаси! Шкаф был открыт..
Директор Это опять неправда: я сам его запираю на ключ.
Пушкин Мы все в этом немножко виноваты, Василий Фёдорович. Нам тоже хотелось узнать, что думает о нас начальство.
Директор Ну что ж, Пушкин, вы узнали, какого мнения о вас начальство? И нисколько не желали бы изменить этого мнения? У вас, Пушкин, что таить, есть признаки гения. Но вы гоняетесь за мыльным пузырём – поэзией.
Дельвиг Да ведь у поэзии-то, Василий Фёдорович, и корень сладок!
Гурьев А плоды горьки. Пушкин съел на днях такой гриб…
Директор От которого вы поперхнётесь! Извольте-ка идти за мной, господа!
2 вед Всё-таки хорошо, что в Лицее отменили наказание розгами!
2 вед: В тиши аллей Царского Села мужал, набирая силу, пушкинский гений. Когда стало известно о приезде в Лицей Державина, учитель словесности Галич уговорил Пушкина написать стихи, достойные прочтения перед великим стариком. Пушкинское приветствие было посвящено Царскому Селу:
Другой пускай поёт героев и войну,
Я скромно возлюбил живую тишину,
И, чуждый призраку блистательному славы,
Вам, Царского Села прекрасные дубравы,
Отныне посвятил безвестный музы друг
И песни мирные и сладостный досуг.
1 вед: Среди высоких и прекрасных талантов, которыми был столь щедро наделён Пушкин, есть один особый талант – талант дружбы. Это своим друзьям Пушкин посвящает строки признания:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа, неразделим и вечен,
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село!
2 вед: Сколько раз мечтали воспитанники о дне окончания Лицея, строили планы на будущую жизнь, считая себя взрослыми, но как-то незаметно приблизилось время выпускных экзаменов. Первый выпуск лицеистов состоялся в мае 1817 года. В одной из комнат I (выпускного) класса хранился на особом столике камень. Говорили, что из ступеньки лестницы, об которую Пушкин при выпуске разбил классный колокол. Комната от этого называлась «Каменкой», а разбивание колокола вошло в традицию.
1 вед: Это был последний акт очень длинной и сложной церемонии "прощания". Вся она людная, всем лицеем, и только под вечер, после молитвы, уходящий курс остается один у себя. Тушатся огни, приносится камень. Старший в курсе (по времени пребывания в лицее) берет курсовой колокол, которым 6 лет нас будили, созывали на уроки и обед, и разбивает его о камень. Осколки разбираются, вделываются в золото и носятся, как брелоки.
2 вед: Каждый из первых 29 выпускников сделал свой выбор между военной и гражданской службой. Выпускники поступают на службу в Министерство просвещения, Министерство финансов, Министерство юстиции, в Государственную канцелярию, в Коллегию иностранных дел, на военную службу и даже во флот.
1 вед: А. С. Пушкин сочинил несколько праздничных приветственных стихотворений по случаю ежегодных празднований дня Лицея. Последнее из них было написано поэтом за три с половиной месяца до собственной смерти, 19 октября 1836 г ., и в этом сочинении, видимо, сказывается, некоторое предощущение поэтом близящейся кончины. На праздновании поэт не смог дочитать стихотворения вслух — слезы прервали его голос. За него дочитал другой.
…И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует Лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
2 вед: В конце 1843 г . Царскосельский лицей был реорганизован в Александровский и в январе 1844 г . переведен в Петербург. А 29 мая 1918 г . постановлением Совета Народных Комиссаров учебное заведение было закрыто. Освободившееся здание занял Пролетарский политехникум.
1 вед: А сейчас посмотрим презентацию «Царскосельский Лицей».
2 вед: Наше мероприятие подошло к концу. Мы побывали с вами в той эпохе, которая дала миру Пушкина. Мы увидели один класс, из которого выросли министры, поэты, офицеры и путешественники. И так хочется, чтобы вслед за Пушкиным вы тоже смогли сказать: «В начале жизни школу помню я…».