21.10.2011
Сценарий Устного журнала "Лицея день заветный" в Зуевской сельской модельной библиотеке.
Устный журнал "Лицея день заветный"
Звучит вальс Свиридова к драме Пушкина «Метель»
Слайд 1 Чтец:
Куда бы нас не бросила судьбина,
И счастие куда б не повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Библиотекарь: Так писал самый знаменитый выпускник Лицея, прославленный русский поэт А.С. Пушкин.
19 октября 2011 года исполняется 200 лет со дня открытия Царскосельского лицея.
День 19 октября для всех лицеистов на всю оставшуюся жизнь стал днем особенным. “Лицея день заветный” – так именовал его А.С. Пушкин, а вслед за ним его друзья. Так называем его и мы, и те, кто будут жить после нас.
Пройдут годы, судьба разбросает по свету тех, кто учился с Пушкиным, но каждый год 19 октября они, связанные узами дружбы, лицейского братства, будут стремиться встретиться своим узким кругом. И эта крепкая неизменная дружба поразительна и поучительна.
А останутся ли в вашей памяти школьные годы, как остались они в памяти гениального поэта и его товарищей? Будете ли вы столь трепетно и нежно вспоминать свои школьные дни? Давайте полистаем страницы устного журнала «Пушкинский лицей» и, может быть, получим совет, как пронести дружбу через всю жизнь и столь же честно и безоглядно послужить Отечеству.
Страница первая. Историческая.
Слайд 2 Ведущий 1:
12 августа 1810 года Александр I подписал проект, составленный министром Михаилом Сперанским, «о создании в двадцати верстах от столицы особенного, закрытого учебного заведения, где небольшое число дворянских детей должны получать наилучшее образование, чтобы потом наилучшим образом участвовать в управлении и просвещении России».
Слайд 3 Ведущий 2:
Место для нового учебного заведения выбрали недалеко от столицы – Санкт-Петербурга - небольшой городок Царское Село, с его прекрасными садами и парками, поражающими роскошью и великолепием дворцами, тенистыми аллеями, озерами, прудами, каскадами фонтанов, причудливыми беседками и гротами, мраморными статуями. Все это будило в учениках Лицея фантазию, вдохновение, творчество.
Ведущий 1:
Это был первый лицей в России. Ликеем (Лицеем) называлось в Афинах святилище бога Аполлона. Такое же название имела и основанная Аристотелем в 335 году до нашей эры древнегреческая философская школа, в которой юноши обучались философии, искусствам, гимнастике. Данное название было дано и Царскосельскому учебному заведению.
19 октября 1811 года состоялось открытие лицея.
Слайд 4 Страница вторая. Ученическая.
Чтец: В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья…
Ведущий 2:
Эти поэтические строчки напишет взрослый, мудрый А.С. Пушкин, вспоминая годы обучения в Царскосельском лицее – школе, ставшей для него домом.
А 19 октября 1811 года первые ученики, мальчики из дворянских семей, выдержавшие экзамен, сели за парты. Их тридцать – всего один класс. Они не одногодки. Самому маленькому – одиннадцать лет, самому старшему – пятнадцать. Их называют “недорослями”. Обидно? Нет! Они действительно еще не доросли до службы государственной или военной и поэтому должны учиться.
Слайд 5 Ведущий 1:
Среди лицеистов был и Александр Пушкин. Мальчику исполнилось 12 лет, и родители начали думать о дальнейшем образовании сына. Директором нового учебного заведения был назначен один из друзей Сергея Львовича - Василий Федорович Малиновский. И Пушкин был принят в число воспитанников Лицея.
Слайд 6 Ведущий 2:
Давайте посмотрим, как одевались лицеисты и как они жили.
На первом этаже учебного заведения разместились комнаты наставников, лазарет и административные помещения. На втором - столовая с буфетом, малый конференц-зал и канцелярия. На третьем - Большой зал, классы и библиотека. Комнаты воспитанников, небольшие узенькие «кельи», как называл их Пушкин, занимали четвертый этаж и обставлены были очень скромно: конторка, комод, железная кровать, стол для умывания, зеркало. Александр Пушкин жил в комнате № 14 с окном на церковный корпус.
Ведущий 1:
Его соседом, в комнате № 13 жил лучший друг - Иван Пущин, по прозвищу «Жано». Забавное прозвище было у каждого лицеиста, а у некоторых и не одно. Вильгельма Карловича Кюхельбекера называли “Кюхля”, “Глиста”. Пушкина – “Французом”. Его прозвали так за щегольство и прекрасное знание французского языка, но в 1811 и следующих годах это был эпитет не похвальный (обострились отношения с Францией и в 1812 году Наполеон пошел войной на Россию).
Слайд 7 Ведущий 2:
В то время изучались следующие дисциплины:
* нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);
* словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика);
* исторические (российская и всеобщая история, физическая география);
* физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика);
* изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).
Ведущий 1:
А учили лицеистов лучшие учителя! Образованные и начитанные, они специально готовились к преподаванию в новой школе! Называют их не учителями, а профессорами или помощниками профессоров. Они мечтают, чтобы их ученики стали честными и благородными людьми, принесли пользу и славу своему Отечеству.
Ведущий 2: В стихотворении “19 октября” 1825 г. А.С. Пушкин писал:
... Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует Лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым, и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
Ведущий 1:
Один из лучших педагогов - профессор Александр Петрович Куницын. Пройдут годы, и Александр Сергеевич Пушкин будет так вспоминать о своем любимом преподавателе:
Вы помните, когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын.
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей…
Слайд 8 Ведущий 2:
В день открытия Лицея лицеисты впервые увидели Устав – большую красную книгу в нарядном переплете. На обложке буква “А” – вензель императора Александра. В Уставе записаны все обязанности воспитанников и их права. Приведем пример оных:
• Все воспитанники равны, как дети одного отца или семейства!
• Запрещается воспитанникам кричать на служителей или бранить их, хотя бы они были их крепостные люди!
• Телесные наказания запрещены!
Ведущий 1:
Лицеисты обучались шесть лет без права отъезда во время каникул к родственникам. И Лицей стал для воспитанников вторым домом и настоящей семьей. Здесь Пушкин встретил людей, которые на всю жизнь стали его друзьями:
Страница третья. Дружеский союз.
Чтец: Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен…
Обыгрывается сцена появления и представления друзей - лицеистов.
Слайды 9- 16 Ведущий:
Ближайшими друзьями Пушкина были:
Иван Иванович Пущин – один из самых близких друзей Пушкина. “Мой первый друг, мой друг бесценный” – так называл Пущина Пушкин. Справедливый, смелый, спокойно-веселый юноша. Он стал судьей Московского надворного суда, декабрист, осужден на вечную каторгу. Автор “Записок о Пушкине” – одного из самых достоверных мемуарных источников о молодом Пушкине.
Антон Антонович Дельвиг – добродушный, медлительный фантазер, барон, замечательный поэт, один из трех лицеистов, посетивших Пушкина в Михайловской ссылке.
Константин Карлович Данзас – лицейский товарищ, ставший секундантом на последней дуэли Пушкина, дослужился до генерал-майора.
Вильгельм Карлович Кюхельбекер – восторженный, нелепый и трогательный Кюхля; на которого Пушкин писал едкие эпиграммы, а потом посвятит проникновенные строки: “мой брат родной по музе, по судьбам”. Замечательный поэт, литературный критик, издатель альманаха, декабрист, участник восстания на Сенатской площади, осужден на 20 лет каторги.
Вольховский Владимир Дмитриевич – “суворочка”, лучший ученик пушкинского выпуска, окончил Лицей с большой золотой медалью, избрал военную карьеру, дослужился до генерал-майора, привлекался по делу декабристов.
Иван Малиновский. Сын первого директора Лицея был драчлив, вспыльчив, необуздан, его звали “Казак”. Он был женат на сестре Пушкина.
Федор Матюшкин. Этот лицеист горячо любил Пущина. В Лицее он мечтал о море. Участвовал в кругосветном путешествии. Его именем назван мыс у северных берегов Восточной Сибири. К концу жизни стал контр-адмиралом и сенатором.
Горчаков Александр Михайлович. Франт. Дипломат. Будущий канцлер России.
Ведущий 2:
В одном из стихотворений Пушкин скажет:
Кому ж из нас последний день Лицея
Торжествовать придется одному…
Последним и будет Горчаков.
Ведущий 1:
Всего шесть лет продолжалась учеба в Лицее, а дружба лицеистов осталась на всю жизнь.
Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я.
Слайд 17 Ведущий 2:
В Лицее пришла к юному Пушкину и первая любовь. Истинно поэтическое чувство возбудила в нем Екатерина Бакунина, сестра одноклассника. Она часто навещала брата и всегда приезжала на лицейские балы. Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодежи. Это была первая робкая и стыдливая юношеская любовь – с “безмятежной тоской”, со “счастьем тайных мук”, с радостью на долгие дни от мимолетной встречи или приветливой улыбки. Любовь эта отразилась в целом ряде лицейских стихотворений Пушкин
(Обыгрывается сцена: Пушкин и Бакунина на скамейке в саду)
Чтец: Посидел с милой девушкой в беседке,
Здесь ею счастлив был я раз
В восторге сладостном погас,
И время самое для нас
Остановилось на минуту!
Получил от нее незначительное письмецо,
В нем радости мои; когда померкну я,
Пускай оно груди бесчувственной коснется;
Быть может, милые друзья,
Быть может, сердце вновь забьется.
Страница четвертая. Поэтическая
Слайд 18 Ведущий 1.
Лицейским друзьям, святому братству Пушкин посвятил много своих стихотворений. Сначала он писал ехидные эпиграммы на своих товарищей, а потом – торжественные оды, стихи о дружбе, о России.
Послушайте несколько из них.
1. “В альбом Пущину” 1817
2. “Разлука” 1817
3. “Чем чаще празднует лицей” 1831
4. “Была пора…” 1836
5. «Воспоминание в Царском селе»
Слайд 19 Ведущий 2:
Стихотворение «Воспоминание в Царском селе» юный поэт прочитал на публичном экзамене в 1815 году.
В течение 17 майских дней лицеисты сдали 15 экзаменов. Пушкин оказался по успеваемости 26-м из 29 выпускников. Однако, нерадивый ученик Александр Пушкин, стал одним из образованнейших людей своего времени.
В экзаменационной комиссии сидел сам Гаврила Романович Державин, первый поэт России. Его присутствие Пушкина волновало больше всего.
Позже талантливый лицеист вспоминал о своем выступлении: «Наконец вызвали меня. Я прочел мои “Воспоминания в Царском Селе”, стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда я дошел до стиха, где упоминалось имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел обнять... Меня искали, но не нашли...».
Говорят, Державин произнес тогда: «Ему лиру передаю. Теперь и умереть можно».
Слайд 20
Это яркое событие лицейской жизни нашло отражение в картине И.Е. Репина: “Пушкин на лицейском экзамене”.
Небольшой актовый зал заполнен парадной, празднично настроенной публикой. Это были родители, знакомые, близкие, приглашенные сюда по особым билетам присутствовать при небольшом зрелище: лицеисты, ученики самого аристократического в те времена учебного заведения, держат переходные экзамены. Над красным сукном экзаменационного стола сверкают золотое шитьё мундиров, жирные эполеты, нагрудные звезды и ордена высокого начальства. Здесь, под портретом Александра I, самодержца всероссийского, и сам министр просвещения Разумовский, и архимандрит Фотий, злобный монах, гонитель всего передового и светлого в жизни. За ними директор Лицея и преподаватели. А в центре, приподнявшийся с кресла видный сановник, уже дряхлый старик, приложил ладонь к уху, чтобы лучше слышать. Слёзы восторга текут по его морщинистым щекам, лицо озарено отблеском внезапно воскресшей молодости. Это Гавриил Романович Державин – старейший и самый прославленный поэт того времени. Не отрываясь, смотрит он на курчавого подростка, который с высоко поднятой рукой восторженно и самозабвенно декламирует сочиненные им на торжественный случай стихи.
Интересно вспомнить, как было описано это понятное в жизни юного Пушкина событие одним из ближайших его друзей – И.И. Пущиным. «…Державин державным своим благословением увенчал юного нашего поэта. Мы все, друзья-товарищи его, гордились этим торжеством. Пушкин тогда читал свои “Воспоминания в Царском Селе”. В этих великолепных стихах затронуто все живое для русского сердца. Читал Пушкин с необыкновенным одушевлением. Слушая знакомые стихи, мороз по коже пробегал у меня. Когда же патриарх наших певцов, в восторге, со слезами на глазах, бросился целовать поэта и осенил его курчавую голову, – под каким – то неведомым влиянием, благоговейно молчали. Хотели сами обнять нашего певца, – его уже не было, он убежал…».
Слайд 21 Страница пятая. Прощание с Лицеем.
Чтец: Шесть лет промчались, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
Прощайтесь, братья, руку в руку!
Обнимемся в последний раз.
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас
Ведущий 1:
«Прощальную песнь» написал Антон Дельвиг. Написал превосходно. Музыка Теппера была тоже хороша. Царь не стал слушать пения. Он ушел. Пели не для него. Пели – будто клялись в вечной дружбе. Клялись хранить то лучшее, что дал Лицей.
Слайд 22 Ведущий 2:
9 июня 1817 г. государь явился в Лицей, сказал молодым людям речь и наградил их всех жалованьем. (Слайд 25). Воспитанник Императорского Царскосельского Лицея Александр Пушкин в течение шестилетнего курса обучался в сем заведении и оказал успехи:
- в Законе Божием и священной истории, в логике и нравственной философии, в праве естественном, частном и публичном, в российском гражданском и уголовном праве ХОРОШИЕ;
- в латинской словесности, в государственной экономии и финансах ВЕСЬМА ХОРОШИЕ;
- в российской и французской словесности, также в фехтовании ПРЕВОСХОДНЫЕ.
Сверх того занимался историей, географией, статистикой, математикой и немецким языком.
Во уверение чего и дано ему от Конференции Императорского Царскосельского Лицея сие свидетельство с приложением печати.
Царское Село июня 9 дня 1817 года. (Слайд 26
Пушкин был выпущен с чином 10 класса и через три дня определен в Коллегию иностранных дел. Молодой человек взял отпуск и уехал в Михайловское, к своему семейству.
Чтец: Простите, хладные науки!
Простите игры первых лет!
Я изменился, я поэт,
В душе моей едины звуки.
Переливаются, живут,
В размеры сладкие бегут.
Писал А.С.Пушкин в знаменитом романе «Евгений Онегин». VIII глава
Слайд 23 Страница шестая. Театральная
Библиотекарь:
А.С.Пушкин оставил нам богатое наследие. С раннего детства нам знакомы его сказки. Взрослея, мы узнавали его лирику, драматургию, прозу.
Инсценировка эпизодов из сказок Пушкина или прозаических произведений
1. “Барышня-крестьянка”
2. “Дубровский”
3. “Капитанская дочка
Страница седьмая. Творческая
Слайд 24
Чтец: Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны...
Библиотекарь:
Дух творчества был близок всем лицеистам, многие из них в лицее писали стихи, эпиграммы. Давайте и мы поиграем в буриме.
Предлагаем вам рифмы, на которые вы должны написать стихи.
Чудесный - прелестный
Взор - укор
Слезы - грозы
Подари – обними
(Победители:6 класс:
Я увидел в саду цветок чудесный
На этом цветке – лепестки прелестные.
Цветок напомнил мне твой прекрасный взор,
В нем прочитал я немой укор.
В моем сердце – обжигающие слезы,
Как на небе сейчас весенние грозы
Внимание свое ты мне подари
Нежно и ласково меня обними
7 класс:
Был день чудесный
Я встретил твой взгляд прелестный,
Печальный твой взор для меня, как укор.
Твои горькие слезы – как весенние грозы.
Свое сердце ты мне подари
Нежно и сладко меня обними)
Библиотекарь:
А теперь объявляем конкурс на лучший кроссворд по творчеству А.С.Пушкина (проверка домашнего задания).
Библиотекарь:
Объявляется конкурс художников. Кто быстрее нарисует профиль Пушкина.
Слайд 25 Страница восьмая. Интеллектуальная
1. Кто из императоров подписал проект, составленный министром Михаилом Сперанским, «о создании особенного, закрытого учебного заведения, где неб дети должны получать наилучшее образование, чтобы потом наилучшим образом участвовать в управлении и просвещении России».
Александр I, Александр II, Николай II
2. Укажите год открытия Царскосельского Лицея.
1810, 1811, 1911 г.г.
3. Почему Царскосельскому учебному заведению было дано название Лицей (Ликей)?
Такое название имели:
• основанная Аристотелем древнегреческая философская школа, в которой юноши обучались философии, искусствам, гимнастике;
• святилище бога Аполлона в Афинах;
• способ воспитания (лакейский, угоднический, раболепский) учеников в учебном заведении.
4. Почему воспитанников Лицея называли “недорослями”?
• не доросли до службы государственной или военной и поэтому должны учиться;
• не хотели прилежно учиться;
• выросли из того возраста, когда надо начинать учиться.
5. Назовите фамилию первого директора Лицея
Энгельгардт, Малиновский ,Кошанский
6. Кто из перечисленных не являлся лицейским другом Пушкина?
Вольховский, Дельвиг, Пущин, Разумовский
7. В одном из стихотворений Пушкин скажет:
Кому ж из нас последний день Лицея
Торжествовать придется одному…
Последним будет он - франт, дипломат, будущий канцлер России. Назовите его фамилию.
Матюшкин, Кюхельбекер, Горчаков.
8. Назовите автора картины “Пушкин на лицейском экзамене”.
Репин, Васнецов, Суриков
9. Первая любовь Пушкина в лицейские годы. Кто она?
Екатерина Бакунина, Анна Керн, Наталья Гончарова
10. Сколько лет продолжалась учеба в Лицее?
4, 5, 6 лет
11. Кто был соседом Пушкина, жившим в комнате № 13? Неразлучный друг Пушкина. Вместе с ним они были влюблены в Екатерину Бакунину, вместе попали в историю с гоголь-моголем.
Иван Пущин, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер
12. Лицейский товарищ, ставший секундантом на последней дуэли Пушкина, дослужился до генерал-майора. Кто он?
Константин Данзас, Антон Дельвиг, Жорж Дантес
13. Кто из великих поэтов присутствовал на публичном экзамене в Лицее в 1815 году? Прослушав выступление А. Пушкина, он произнес: «Ему лиру передаю. Теперь и умереть можно».
Михаил Сперанский, Николай Карамзин, Гавриил Державин
14. Какое прозвище дали юному А.Пушкину в Лицее?
«Жано», «Француз», «Кюхля», «Глиста»
15. В свидетельстве об окончании Лицея у А. Пушкина было засвидетельствовано, что он имеет ПРЕВОСХОДНЫЕ знания "в российской и французской словесности, также в …». Назовите эту учебную дисциплину.
Фехтование, гимнастика, верховая езда
Библиотекарь:
Подведем итоги наших конкурсов.
Закрываем последнюю страницу нашего устного журнала. Среди выпускников Лицея были сельские домоседы и неугомонные путешественники, министры и «государственные преступники», офицеры и поэты. Лицей заканчивали, например, Анна Ахматова и Салтыков-Щедрин. Но для нас Царскосельский Лицей связан, прежде всего, с именем А.С.Пушкина. Александр Сергеевич прославил не только свой лицей, но и нашу русскую литературу в мировой культуре. Читайте Пушкина, учите его стихи, а главное - любите Пушкина. Это наше национальное достояние.
Домашнее задание на классы:
№ 1. Составить кроссворд.
Примерные слова к кроссворду:
Царское село, Лицей, дружба, Пушкин, Дельвиг, Пущин, Державин, экзамен, Ахматова, «француз», октябрь, Малиновский, Данзас, Бакунина, эпиграмма, «Соловей», Александр, Екатерининский дворец, Репин, «келья», недоросли и т.д.
№ 2 Проинсценировать эпизод из произведений Пушкина:
4. “Барышня-крестьянка”
5. “Дубровский”
6. “Капитанская дочка»
Ребятам предлагается полистать страницы устного журнала «Лицея день заветный»: Страницы: «историческая», «ученическая», «дружеский союз», «прощание с лицеем» - информационные, с элементами театрализации.
На страницах: «поэтическая», «театральная», «интеллектуальная» подростки могли проявить свои творческие способности (выразительное чтение стихотворений А. Пушкина о Лицее, игра Буриме, инсценировка эпизодов из произведений «Барышня-крестьянка», «Дубровский» «Капитанская дочка», составление тематического кроссворда, рисунок профиля поэта), а также показать свои знания, ответив на вопросы викторины «Пушкинский Лицей».
Каждая страница журнала сопровождается слайдами компьютерной презентации и отрывками из стихотворений А. Пушкина лицейской поры.
Победители конкурсов получили грамоты.