Мастерская чудес: 16 февраля в Самарской областной юношеской библиотеке прошло занятие клуба «Страна талантов»
Мастерская чудес
16 февраля в Самарской областной юношеской библиотеке прошло очередное занятие ассорти-клуба «Страна талантов». Его темой стало изготовление куклы-оберега. Наташа Самарцева, преподаватель по технике декупаж, рассказала ребятам историю появления куклы, ставшей впоследствии неотъемлемым атрибутом детства каждого ребёнка. Ни для кого не секрет, что кукла – вовсе не простая игрушка. Благодаря игре в куклы малыши усваивают будущие жизненные роли, учатся общению и пониманию мира взрослых.
Наших предков-славян куклы сопровождали всю жизнь – интерес к ним не угаснет пожалуй, никогда. «Куклы – это часть языческой культуры, то немногое, что удалось пронести славянским народам со времен поклонения «родным богам». На Руси существовало довольно чёткое разделение обязанностей на мужские и женские. Традиционно представительницы прекрасного пола занимались воспитанием детей, кухней, шитьём, прядением, а также изготовлением кукол. Кукол делали «по случаю», то есть когда в жизни семьи происходили определенные события – рождение ребёнка, беременность, свадьба, уход мужа на войну... Созданные куклы становилась почти членом семьи, поэтому все они хранились для будущих поколений», - рассказала с своём докладе сотрудник отдела художественной литературы Самарской областной юношеской библиотеки Татьяна Жукова.
Далее Наташа Самарцева провела мастер-класс, показав ребятам, как делать куклу-кувадку, а также рассказав историю возникновения этих кукол.
На Руси традиция делать куклы уходит своими корнями в глубь веков – давние дохристианские времена. Первыми и самыми древними были куклы-мотанки (от слова «мотать») и куклы-закрутки (от слова «крутить»). Техника их изготовления практически одинакова: клочки ткани рвали на лоскуты и перематывали между собой. Куклу-закрутку делали для новорожденного из лоскутьев маминой рубахи и вешали над колыбелью. Было и много других кукол, и каждая из них имела свою особенность и своё назначение. Например, у куклы-кувадки специально подчеркивали женскую грудь, делая её нарочито большой — это символизировало дородность женщины. Такая кукла оберегала свою хозяйку и её дом от злых духов, дурных мыслей и людей, которые приходили в дом. Куклу-кувалдку чаще всего сажали у входа в избу – она считалась своего рода семейным оберегом.
Сегодня многим такие куклы кажутся забавными и примитивными. Почему, например, у них нет глаз и рта? Утерянный со временем смысл вовсе не означает его отсутствия, а белые кукольные лица не имеют отношения к лени или нехватке художественных талантов в языческой среде. Белое лицо куклы-оберега означало чистоту помыслов хозяев, а также берегло её владельцев от злых мыслей и поступков. Согласно суевериям считалось, что в куклу с нарисованным лицом вселяется дух, который может навредить хозяину. По схожей причине при создании куклы-оберега никогда не использовали острые предметы вроде иголок, ножниц или ножей — чтобы не нанести вред тем, кого эти куклы должны оберегать. Ниточки обрывали руками или перекусывали зубами. Поскольку в те времена новая ткань была дорогим удовольствием, кукол делали из старых рубах и платьев: рвали лоскуты, связывали их между собой и скручивали. Сейчас всё не так: в процессе создания куклы можно использовать любые материалы, иголки и ножницы. Но если вы хотите изготовить оберег так, как это делали наш предки, нужно придерживаться старых технологий — например, использовать для основы куклы берёзовое полено или туго скатанную ткань. Таким образом, мастер-класс по куклам — это ещё один способ изучить традиции родного края.
Фоторепортаж с меропрития смотрите на сайте Самарской областной юношеской библиотеки.