ЕДИНЫЙ ПОРТАЛ
БИБЛИОТЕК
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Личный
кабинет

соунб

союб

содб

собс

новости
библиотек

Вы здесь

04.10.2013

Гордое имя – учитель! Специалисты справочно-информационного отдела Самарской областной юношеской библиотеки подготовили литературный обзор, посвящённый Дню учителя

Гордое имя – учитель!

День учителя!
В нашей жизни бывают разные праздники: те, что долго не забывают, знаменательные и не очень важные. Но сегодня праздник особенный. Он касается нас всех. Ведь нет учителя без учеников. А это значит, что День учителя – праздник не только для учителей, но и для всех, кто учился и учится. В школе учились все: наши дедушки и бабушки, мамы и папы. Получается, что День учителя – всенародный праздник.
Пусть сегодня будет праздник для души. И пусть веселятся вместе и педагоги, и ученики!
Справочно-информационный отдел Самарской областной юношеской библиотеки посвящает обзор этому замечательному дню! Все книги, о которых мы сегодня расскажем, вы сможете найти в отделе обслуживания нашей библиотеки.

Инженер человеческих душ

Учитель, ученик, школа. Эти слова неразрывно связаны между собой. Особый интерес вызывает образ учителя. Добрый или не очень, чуткий или равнодушный, любящий свою профессию, детей или нет. В любом случае, оказавший определённое влияние на взросление и развитие своих учеников. Книги, о которых мы расскажем в этом разделе, очень разные. Они весёлые, грустные, полные иной раз самых фантастических приключений и в то же время очень жизненные. Ведь школа – не только место, где учат считать и писать, школа – это маленькая модель общества, взрослой жизни.

Айтматов, Ч. Т. Первый учитель / Айтматов Ч. Т.— Москва: Дет. лит., 1988. — 93 с.
Вернувшись в начале 1924 года в глухой киргизский аул, молодой красноармеец Дюйшен создает первую сельскую школу; он будет учить ребят. За неимением средств, жители поселка переоборудовали под школу старую местную конюшню, где и стали проходить уроки. Маленькие ученики – обездоленные дети, которые воспитывались так, что главный труд для них заключался в сельскохозяйственной работе, но никак не в учебе.
Среди них маленькая сирота Алтынай, которая после смерти своих родителей вынуждена была жить в семье своего дяди. Девочка не знала доброго отношения к себе, родные заставляли её работать на земле, всячески препятствовали тому, чтобы она посещала школу. Через некоторое время родные продали её богатому человеку в жёны, однако благодаря вмешательству учителя Алтынай удалось спасти. Дюйшен отправил девочку в детский дом, где она смогла продолжить учёбу.

Базен, Э. Ради сына; Счастливцы с острова отчаяния / Базен Э. — Москва: Эй-Ди-Лтд, 1994. — 382с.
Тихий, ничем не примечательный школьный учитель парижского пригорода рассказывает о своей небогатой событиями жизни: вырастил дочь и двух сыновей, потом женился из благодарности на женщине, которая помогла ему воспитать детей. И хотя в книге, казалось бы, нет никакого захватывающе интересного сюжета, но читается эта нехитрая история напряжённо и с большим волнением.

Беллоу, С. Герцог / Беллоу С. — Москва: АСТ, 2009. — 384 с. — (АСТ-Классика).
«Герцог» – роман, который критики сравнивали с произведениями Льва Толстого и Джеймса Джойса. Изумительно выписанная история университетского профессора Мозеса Герцога, начинающего мучительный путь поиска смысла жизни.
Герой «Герцога» – пожилой профессор, выбитый из привычной жизни неожиданными и очень неприятными обстоятельствами. В тяжёлое для себя время он переосмысливает свой жизненный путьи, не найдя в нём реальной опоры, мысленно обращается за поддержкой к великим людям, в том числе давно умершим. В этих посланиях-размышлениях – о Боге, времени, смысле жизни, гибели идеалов – профессор пытается обрести новый взгляд на мир, чтобы собраться ссилами перед лицом дальнейших испытаний.

Быков, В. Обелиск / Быков, В. - Москва: Вече, 2004. - 384 с.
Действие произведения происходит в период Великой Отечественной войны. Во время германской оккупации молодой учитель из Белоруссии воспитывает в своих учениках смелость и мужество. Дети решают вопреки воле учителя отомстить немцам за своих родителей. В результате своих действий ученики оказываются в фашистском плену. Учитель решает сдаться врагу и помочь детям. Но после войны его действия расцениваются как предательство.До окончания войны доживает только один ученик. Он всеми силами пытается восстановить доброе имя учителя.

Камаева, О. Ёлка. Из школы с любовью, или Дневник учительницы / Камаева О. — Москва : Санкт-Петербург: АСТ;Астрель, 2013. – 285 с.
Пронзительный и лиричный роман о молодой и увлеченной своим делом учительнице Елене Константиновне по прозвищу Ёлка и о её столкновении с жёсткими и не самыми благовидными реалиями современной школы.
«Идеалистка», — вздыхали ей вслед одни.
«Дура», — вертели пальцем у виска другие.
А она верила, что сможет что-то изменить — ведь в школе всё зависит от учителя.
«Ты же через полгода сбежишь», — убеждали её пессимисты.
«Максимум, через год», — великодушно давали отсрочку оптимисты.
«Вы — лучшая!» — писали ей ученики.
А она всё повторяла: «У меня получится!» И опять шла на урок в свой 9-й класс…
Книга является лауреатом премии «Рукопись года».

Кауфман, Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз / Кауфман Б. — Москва: Радуга, 1989. — 286 с.
Героиня книги, молодая учительница Сильвия Баррет, приходит в школу в надежде заинтересовать учеников своим предметом – английской литературой, но быстро обнаруживает, что ученики по большей части равнодушны, большинство коллег совершенно безучастны к жизни школы, а сам ход этой жизни подчиняется бессмысленным бюрократическим нормам. Однако постепенно она понимает, что именно здесь перед ней открывается возможность действительно повлиять на умы и сердца учеников. Динамичность роману придаёт избранная писательницей форма: книга почти целиком состоит из записок, документов, школьных сочинений, писем.
Книга начинается словами «Привет, училка!» и заканчивается фразой «Привет, зубрилка!». А между этими двумя репликами письма, письма, письма — крики людей, надеющихся, что их услышат.
Книга основана на реальных событиях из жизни писательницы.

Прилежаева, М. П. Юность Маши Строговой / Прилежаева М.П. — Москва: Детская литература, 1985. — 239 с. : ил. — (Библиотечная серия)
В книгах Прилежаевой читатели находили точный жизненный компас, ведущий к самосовершенствованию и нравственному росту. Конфликты произведений писательницы выходят за рамки «детских». Отсюда внимание к морально-нравственным проблемам, к тому, что вырабатывает в читателе черты характера. «Тот, кто любит добро, непременно распознаёт зло, и в меру своей смелости и сил будет всячески бороться со злом, именно потому, что в нём глубоко живёт любовь к добру».
Замечательный роман о юности героини, о её работе учительницей в годы Великой Отечественной войны, о любви.

Поляков, Ю. М.Работа над ошибками / Поляков Ю. М. — Москва: Современник, 1989. — 174 с.
«Работа над ошибками» - одно из произведений, прославивших Юрия Полякова.
Волей случая молодой журналист оказывается в школе, где ему приходится сеять разумное, доброе, вечное… Время - 80-е годы прошлого века. Найти общий язык новому педагогу с девятиклассниками очень хочется, но не всегда получается. Кажется, если поменять антураж, общую внешнюю картинку – мы окажется в школе нынешней. Дети и учителя, учителя и дети – не простой, особенный мир. Для каждого ведь школа остаётся своей – для кого-то любимой, для кого-то ненавистной, кого-то из учителей помнишь годами, кого-то вспоминаешь с содроганием, а о ком-то всегда рассказываешь с доброй улыбкой.
Погружение в школьную атмосферу, своеобразный авторский стиль, мягко приправленный хорошим юмором, позитивно-светлое окончание повести – удовольствие гарантировано.

Чтобы быть хорошим педагогом…

Всё начинается с учителя.Именно учитель в детстве приобщает детей к труду, прививает привычку доводить дело до конца, учит учиться. И учительская профессия (как никакая другая) – одна из самых ответственных и благородных. Он учит нас не только читать, писать, считать, складывать слова в предложения. День за днем учитель воспитывает любовь, понимание, честность, ответственность, смелость. Он знает ответ практически на любой вопрос, умеет разрешить самую сложную ситуацию, всегда уладит конфликт, оставаясь при этом самым спокойным и справедливым человеком на свете. Чаще всего именно педагог делает нас тем, кто мы есть во взрослой жизни.
В этом разделе представлены наиболее интересные научно-популярные книги о педагогике.

Азаров, Ю. П. Тайны педагогического мастера / Азаров Ю. П. — Москва: МПСИ, 2004. — 432 с.
Юрий Азаров, доктор педагогических наук, профессор, писатель, известен широкому читателю романами «Соленга», «Печора», «Групповые люди», а также произведениями по педагогическому искусству и мастерству. Его труды переведены и высоко оценены в США, Канаде, Англии, Германии, Индии, Китае, в странах СНГ.
В этой книге Ю. П. Азаров не только знакомит читателя с идеями выдающихся педагогов и мыслителей Достоевского, Бердяева, Ильина, Лосского, Вышеславцева и показывает, как это бесценное наследие может быть использовано в повседневной педагогической практике. Он ещё и делится собственным опытом, раскрывает уникальную методику детского развития на рубеже эпох. Автор на конкретных примерах из собственной педагогической практики показывает: можно вырастить трудолюбивых, увлечённых детей, в короткие сроки приобщить ребят к культуре, творчеству, развить дарование и талант, спасти ребенка от лени, потребительства, вседозволенности, развить детскую и педагогическую талантливость. Но для этого нужно оказаться не просто мастером своего дела, а педагогом-творцом, создающим сложнейшее произведение искусства – человеческую личность

Солодянкина, О. Ю. Иностранные гувернантки в России / Солодянкина О. Ю. — Москва: Academia, 2007. — 512 с.
Можно с уверенностью сказать, что перед нами одно из наиболее полных исследований темы об участии иностранок в воспитании детей и подростков в семьях российских состоятельных людей – дворянства. Вклад в отечественную культуру людей, родившихся в обозначенное здесь столетие — огромен. Иными словами, гувернантки и бонны не ели хлеб даром. Автор тщательно анализирует правовые и организационные проблемы иноземных воспитательниц, сопутствующие их пребыванию в семьях отрицательные обстоятельства, педагогические приёмы, языковую практику, наказания и поощрения воспитанников. Книга вполне может стать настольной для современных родителей, решившихся поручить детей нанятым наставникам. Издание снабжено обширной библиографией, схемами и таблицами.

Составитель – Екатерина Сизехина,
библиограф справочно-информационного отдела
Самарской областной юношеской библиотеки

Источники - kniginina.ru, twirpx.com, livelib.ru, proshkolu.ru, abook-club.ru, ru.wikipedia.org, melicenta77.livejournal.com, knigatop.com, labirint.ru,lib.co.ua, pikkalo.com, vodb.ru, childlib.ru