ЕДИНЫЙ ПОРТАЛ
БИБЛИОТЕК
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Личный
кабинет

соунб

союб

содб

собс

новости
библиотек

Вы здесь

13.01.2016

#ПроКино. «Илья Муромец»

#ПроКино. «Илья Муромец»

Друзья!

В ГОД РОССИЙСКОГО КИНО Самарская областная юношеская библиотека запускает интернет-проект о кинематографе #ПРОКИНО.
На страничках #ПРОКИНО мы расскажем об известных и начинающих режиссёрах и актёрах, популярных и авторских фильмах – как отечественных, так и зарубежных. Информация публикуется один раз в месяц на сайте soub.ru, в рубрике «НАШ КИНОЗАЛ», а также в официальном сообществе Самарской областной юношеской библиотеки в социальной сети «Вконтакте».

Первый выпуск интернет-проекта #ПРОКИНО мы посвящаем легендарному фильму замечательного отечественного режиссера Александра ПТУШКО «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ».
И это не случайно, день рождения этого былинного персонажа приходится на 1 января.

Может ли заинтересовать современного зрителя фильм, на всём протяжении которого герои изъясняются исключительно языком былин, а вступительная сцена с набегом кочевников на мирное поселение после многочисленных фильмов в жанре фэнтези успела превратиться в штамп?

Может. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть легендарную широкоформатную постановку Александра ПТУШКО, в которой режиссёр, скомпоновав многочисленные былины об Илье Муромце в одну историю и снабдив её великолепной симфонической музыкой, первоклассными для середины 1950-х спецэффектами и замечательными актёрскими работами (попробуй сыграй, читая весь фильм былинный текст), сумел достойно передать эпический размах кипевших когда-то на просторах Руси кровопролитных битв и сражений русского народа (которого олицетворяет Муромец) с многочисленным и разноликим супостатом (половцы, печенеги или монголы, объединившиеся в одном собирательном образе тугар во главе с Калин-царем).

Уровень спецэффектов в фильме произвёл в своё время настоящий фурор как у нас, так и за рубежом. И хотя, оценивая спецэффекты, нельзя не сделать скидку на пятидесятые, они вызывают уважение к их создателям даже сегодня. Кстати говоря, кадры с застилающей горизонт тугарской армией — вовсе не спецэффект с комбинированием ряда планов. Ведь в съёмках было задействовано 106 тысяч солдат! Превзойти количество участвующих в массовке солдат удалось с тех пор только Сергею БОНДАРЧУКУ с его «Войной и миром».

Но ещё большее уважение вызывает пристальное внимание создателей фильма к всевозможным деталям, из-за чего (не в последнюю очередь) его интересно смотреть до сих пор. Тут и великолепные декорации Киева и лагеря Калин-царя (настоящие, а не нарисованные на картоне), и тщательно проработанные костюмы (князя, богатырей, бояр, тугар), и включение в диалоги различных мало кому известных терминов и прозвищ из былин, и даже пляски тугарской девушки, которые в настроение фильма ложится просто идеально.

Возможно, современному зрителю в начале просмотра сложновато воспринимать язык былин, но замечательные актёры оживляют его, наделяя всеми необходимыми интонациями, в результате чего уже через несколько минут его «слушаешь, как мёд кушаешь». Эта дивная и богатая речь — исключительно «наш» язык, перевести который на другие просто-напросто невозможно. Именно поэтому дубляж фильма для проката в других странах не удался, и англоязычные зрители (в английском прокате фильм шёл под названием «The Epic Hero and the Beast», а в американской перемонтированной версии и вовсе назывался «The Sword and the Dragon») отмечали это неоднократно.

Кстати говоря, то, что зрители из других стран оценили в своё время фильм по достоинству, косвенно подтверждает количество отзывов на сайте IMDB. Обычно у большинства наших фильмов, даже известных, отзывов достаточно мало (10-15 — уже хороший показатель). У «Муромца» же (заметьте — фильма 1956 года) их уже 22, причём практически ни одного отрицательного!

Этот фильм является классикой отечественного кино. Смотреть обязательно!

АВТОР ПРОЕКТА
Зоя Рамодина

СОСТАВИТЕЛЬ
Елена Анфиногентова

КООРДИНИРУЮЩАЯ СЛУЖБА
Отдел обслуживания
Тел.: (846) 334-23-52